




29 ноября в Вильнюсе прошел второй день фестиваля короткометражных фильмов на неудобные темы “Кнопка вызова”, организованный в рамках проекта Европейского гуманитарного университеа и МИДа Литвы LitPro. Для многих участников фестиваля именно этот день стал самым важным, ведь на суд зрителей и жюри предстали их работы.
Перед началом конкурсного показа куратор фестиваля, преподаватель факультета социальных наук ЕГУ Анастасия Денищик еще раз напомнила собравшимся о концепции мероприятия и рассказала, каким образом будет строится его работа.
… Погас свет, и зрителям, которые, несмотря на раннее субботнее утро, заполнили практически весь зал киноцентра «Скальвия», были представлены 16 конкурсных работ.
Безусловно, интернациональному и компетентному жюри (в которое вошли кинотеоретик, профессор факультета социальных наук ЕГУ Альмира Усманова, координатор программ вильнюсского киноцентра "Скальвия" Соната Жалнеравичуте, белорусский культуролог и журналист Максим Жбанков, директор фестиваля кино о правах человека «Ad hoc: Неудобные фильмы» Гедиминас Андрюкайтис, известный литовский кинокритик Скирмантас Валюлис, а также кинокритик и философ Нериус Милерюс) в этот день пришлось нелегко! Ведь технический уровень фильмов был различным. Здесь были и фильмы профессиональных режиссёров и работы дебютантов. Разные по форме – от журналистского репортажа до абстрактного трэш-видео арта, драматических сюжетных переплетений и мыслей, высказанных авторами перед камерой.
Что для членов жюри окажется наиболее проблемным и неудобным, задевающим за живое? Иронический ролик о 30 внутренных демонах, любящих группу The Doors и героин, или чрезвычайно академическое и патетическое видео о тяжелых временах для санкт-петербургских трамваев? Разрушение старого квартала Гродно или отсутствие кофеен в Новогрудке?
Но каков бы ни был вердикт жюри, своей главной цели авторы уже достигли. Ведь если смотришь на соседа(дку) и впервые задумываешься о том, а что на самом деле думает он или она (как после фильма “Я – другой”), чем занимаются люди в день перед самоубийством и почему твой знакомый уже который день ходит сам не свой (фильм “Шум”), сколько инфарктов и бесчеловечности было время съемок твоего любимого фильма (“Массовка”) и сколько людей в мире умирает только потому, что у них не было денег на операцию (“Бег”)… значит, дни съемок и ночи монтажа были не зря!
Фильмы, представленные во внеконкурсной программе, несмотря на свое небольшое количество – всего четыре, также оказались очень разными. Условно их можно разделить на два блока. Во-первых, это проекты преподавателей ЕГУ, которые создавались для других медиа (телевидение и интернет), но благодаря фестивалю успешно прошли испытание большим экраном. Телепрограмма «Невидимый Минск» руководителя программы «Визуальные и культурные исследования» ЕГУ, кинотеоретика Андрея Горных, хотя и было снято четыре года назад, ничуть не потеряло своей актуальности. Ведь оно про тот Минск, который мы по-прежнему редко замечаем (или не хотим замечать?).
Перед просмотром второго видео «Палата 375», медиа-активист и преподаватель факультета социальных наук Алексей Криволап честно посоветовал несовершеннолетним и впечатлительным лицам покинуть зал. «Палата 375» - проект Penoplast Tactical Media, в котором оказались задействованы Шрек, кукла Барби, Кен, жители шоколадно-сюрпризных яиц и, конечно, много-много пенопласта. При помощи такого реквизита актерского состава авторы рассматривают события весны 2006 года, одинаково критикуя и государственную пропаганду, и «оранжевую идеологию».
Двумя другими фильмами стали работы литовских режиссеров, уже получившие международное признание: «Танцующая на крыше» режиссера Янины Лапинскайте - удивительно честная и трогательная исповедь проститутки, и фильм Виты Зелакавичуте о психоневрологических лечебницах «По ту сторону стены».
Следует отметить, что все фильмы благодаря стараниям студентов-волонтеров были снабжены субтитрами.
Еще в первый день фестиваля от некоторых участников прозвучали мысли о том, что на документальные фильмы приходит довольно ограниченный круг людей, которые это кино либо создают, либо изучают. Но как частно люди “со стороны” смотрят документальные фильмы? Задумчиво глядя в чашку каппучино, бармен кафе, которое размещается в киноцентре “Скальвия”, рассказал о месте “неудобных фильмов” в своей жизни: “Я о вашем фестивале знаю, но сейчас я работаю. А так недавно я смотрел документальные фильмы об Африке….Было интересно очень…. Какой бы я фильм снял о Литве? Точно не о политике – я аполитичен, и не об экологии – слишком избитая тема. Пожалуй, это было бы что-нибудь о жизни в деревнях и небольших городках…”.
Покинув темноту кинозала, гости фестиваля отправились в захватывающую экскурсию по богемному Вильнюсу вместе с литовским художником Юлиусом Жекасом. Не каждый день доводится зайти в гости в мастерскую молодых художников или побывать в Доме писателей, глядя на интерьеры и посетителей кафе которого невольно вспоминается булгаковский «Грибоедов». Многие ли знают, какие безобразия творились в саду президентского дворца, когда в советское время он принадлежал художникам? Где в Вильнюсе находилась масонская ложа и на месте какого торгового центра раньше был бордель? Чем жила и живет вильнюсская богема, куда монахи и советские власти мечтали упрятать неудобных художников и, наконец, где можно выпить самый вкусный кофе в городе?
…Но ноги предательски промокали и мерзли; время, как всегда неожиданно и неумолимо, подходило к концу. А впереди участников ожидал горячий ужин и тяжелый выбор: на какую из двух лекций, которые одновременно проходили в Доме прав человека, пойти?
Выступление декана факультета социальных наук ЕГУ Альмиры Усмановой «Гендерно-чувствительный медиум: формы и сообщения в феминистском кинематографе» собрало не только участников фестиваля и студентов ЕГУ, но и белорусских исследователей в области кинематографа и представительниц литовской организации «Новая женская инициатива». А в это время в другой аудитории о самых последних визуальных проектах литовских авторов рассказывал известный теле- и кинокритик, фотограф и искусствовед Скирмантас Валюлис.
Автор текста и фотографий: Александра Боровикова, ф-т социальных наук, специализация «Визуальные и культурные исследования», 2 курс.