k.v. - день второй







29 ноября в Вильнюсе прошел второй день фестиваля короткометражных фильмов на неудобные темы “Кнопка вызова”, организованный в рамках проекта Европейского гуманитарного университеа и МИДа Литвы LitPro. Для многих участников фестиваля именно этот день стал самым важным, ведь на суд зрителей и жюри предстали их работы.
Перед началом конкурсного показа куратор фестиваля, преподаватель факультета социальных наук ЕГУ Анастасия Денищик еще раз напомнила собравшимся о концепции мероприятия и рассказала, каким образом будет строится его работа.
… Погас свет, и зрителям, которые, несмотря на раннее субботнее утро, заполнили практически весь зал киноцентра «Скальвия», были представлены 16 конкурсных работ.
Безусловно, интернациональному и компетентному жюри (в которое вошли кинотеоретик, профессор факультета социальных наук ЕГУ Альмира Усманова, координатор программ вильнюсского киноцентра "Скальвия" Соната Жалнеравичуте, белорусский культуролог и журналист Максим Жбанков, директор фестиваля кино о правах человека «Ad hoc: Неудобные фильмы» Гедиминас Андрюкайтис, известный литовский кинокритик Скирмантас Валюлис, а также кинокритик и философ Нериус Милерюс) в этот день пришлось нелегко! Ведь технический уровень фильмов был различным. Здесь были и фильмы профессиональных режиссёров и работы дебютантов. Разные по форме – от журналистского репортажа до абстрактного трэш-видео арта, драматических сюжетных переплетений и мыслей, высказанных авторами перед камерой.
Что для членов жюри окажется наиболее проблемным и неудобным, задевающим за живое? Иронический ролик о 30 внутренных демонах, любящих группу The Doors и героин, или чрезвычайно академическое и патетическое видео о тяжелых временах для санкт-петербургских трамваев? Разрушение старого квартала Гродно или отсутствие кофеен в Новогрудке?
Но каков бы ни был вердикт жюри, своей главной цели авторы уже достигли. Ведь если смотришь на соседа(дку) и впервые задумываешься о том, а что на самом деле думает он или она (как после фильма “Я – другой”), чем занимаются люди в день перед самоубийством и почему твой знакомый уже который день ходит сам не свой (фильм “Шум”), сколько инфарктов и бесчеловечности было время съемок твоего любимого фильма (“Массовка”) и сколько людей в мире умирает только потому, что у них не было денег на операцию (“Бег”)… значит, дни съемок и ночи монтажа были не зря!
Фильмы, представленные во внеконкурсной программе, несмотря на свое небольшое количество – всего четыре, также оказались очень разными. Условно их можно разделить на два блока. Во-первых, это проекты преподавателей ЕГУ, которые создавались для других медиа (телевидение и интернет), но благодаря фестивалю успешно прошли испытание большим экраном. Телепрограмма «Невидимый Минск» руководителя программы «Визуальные и культурные исследования» ЕГУ, кинотеоретика Андрея Горных, хотя и было снято четыре года назад, ничуть не потеряло своей актуальности. Ведь оно про тот Минск, который мы по-прежнему редко замечаем (или не хотим замечать?).
Перед просмотром второго видео «Палата 375», медиа-активист и преподаватель факультета социальных наук Алексей Криволап честно посоветовал несовершеннолетним и впечатлительным лицам покинуть зал. «Палата 375» - проект Penoplast Tactical Media, в котором оказались задействованы Шрек, кукла Барби, Кен, жители шоколадно-сюрпризных яиц и, конечно, много-много пенопласта. При помощи такого реквизита актерского состава авторы рассматривают события весны 2006 года, одинаково критикуя и государственную пропаганду, и «оранжевую идеологию».
Двумя другими фильмами стали работы литовских режиссеров, уже получившие международное признание: «Танцующая на крыше» режиссера Янины Лапинскайте - удивительно честная и трогательная исповедь проститутки, и фильм Виты Зелакавичуте о психоневрологических лечебницах «По ту сторону стены».
Следует отметить, что все фильмы благодаря стараниям студентов-волонтеров были снабжены субтитрами.
Еще в первый день фестиваля от некоторых участников прозвучали мысли о том, что на документальные фильмы приходит довольно ограниченный круг людей, которые это кино либо создают, либо изучают. Но как частно люди “со стороны” смотрят документальные фильмы? Задумчиво глядя в чашку каппучино, бармен кафе, которое размещается в киноцентре “Скальвия”, рассказал о месте “неудобных фильмов” в своей жизни: “Я о вашем фестивале знаю, но сейчас я работаю. А так недавно я смотрел документальные фильмы об Африке….Было интересно очень…. Какой бы я фильм снял о Литве? Точно не о политике – я аполитичен, и не об экологии – слишком избитая тема. Пожалуй, это было бы что-нибудь о жизни в деревнях и небольших городках…”.
Покинув темноту кинозала, гости фестиваля отправились в захватывающую экскурсию по богемному Вильнюсу вместе с литовским художником Юлиусом Жекасом. Не каждый день доводится зайти в гости в мастерскую молодых художников или побывать в Доме писателей, глядя на интерьеры и посетителей кафе которого невольно вспоминается булгаковский «Грибоедов». Многие ли знают, какие безобразия творились в саду президентского дворца, когда в советское время он принадлежал художникам? Где в Вильнюсе находилась масонская ложа и на месте какого торгового центра раньше был бордель? Чем жила и живет вильнюсская богема, куда монахи и советские власти мечтали упрятать неудобных художников и, наконец, где можно выпить самый вкусный кофе в городе?
…Но ноги предательски промокали и мерзли; время, как всегда неожиданно и неумолимо, подходило к концу. А впереди участников ожидал горячий ужин и тяжелый выбор: на какую из двух лекций, которые одновременно проходили в Доме прав человека, пойти?
Выступление декана факультета социальных наук ЕГУ Альмиры Усмановой «Гендерно-чувствительный медиум: формы и сообщения в феминистском кинематографе» собрало не только участников фестиваля и студентов ЕГУ, но и белорусских исследователей в области кинематографа и представительниц литовской организации «Новая женская инициатива». А в это время в другой аудитории о самых последних визуальных проектах литовских авторов рассказывал известный теле- и кинокритик, фотограф и искусствовед Скирмантас Валюлис.


Автор текста и фотографий: Александра Боровикова, ф-т социальных наук, специализация «Визуальные и культурные исследования», 2 курс.

Идея фестиваля "Knopka Vyzova":

Наш фестиваль – фестиваль коротких визуальных высказываний на социальную тему.

Мы не оперируем абстрактными понятиями и большими формами. Говоря о неудобных темах, мы имеем в виду не только опасные, табуированные, неоднозначные сюжеты, но и то, что принято считать мелким, незначительным или слишком личным. Мы помним, что личное есть политическое.

Мы не пытаемся разрешить глобальные проблемы человечества. Мы понимаем, что нет всеобщих вопросов, есть вопросы, которые мы каждый день задаем сами себе. И поиск своего ответа на них для нас важнее готового ответа, предложенного «экспертами».

История – это не то, что скажут за нас другие. История – это то, что мы скажем сами.

Возьми камеру - и твой голос будет услышан!

Время: 28-30 ноября 2008

Место: г.Вильнюс (Литва)


Festivalio idėja:

Mūsų festivalis – trumpų vizualinių pasisakymų socialine tema festivalis.

Mes neoperuojame abstrakčiomis sąvokomis ir didelėmis formomis. Kalbėdami apie nepatogias temas, mes turime galvoje ne tik pavojingus, tabu, nevienareikšmius siužetus, bet ir tai, kas laikoma smulkiu, nereikšmingu arba per daug asmenišku. Mes pamename, jos asmeniška yra politiška.

Mes nesistengiame išspręsti globalines žmonijos problemas. Mes suprantame, kad nėra visuotinių klausimų, yra klausimai, kuriuos mes kiekvieną dieną užduodame patys sau. Ir savo atsakymo į juos paieškos mums daug svarbesnės nei paruoštas atsakymas, pasiūlytas „ekspertų“.

Istorija, tai ne tai, ką už mus pasakys kiti. Istorija yra tai, ką mes pasakysime patys. 

Paimk kamerą – ir tavo balsas bus išgirstas!

Laikas: 2008 m. lapkričio 28-30 d.

Vieta: Vilnius (Lietuva)